- 16+
Фестиваль русской оперы. "Золотой петушок"
В рамках «Фестиваля русской оперы» – нового проекта Иркутской
областной филармонии – 17 августа на открытой площадке
архитектурно-этнографического музея «Тальцы» пройдет постановка оперы
Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» в исполнении Губернаторского
симфонического оркестра, Камерного хора и солистов из разных городов
мира. Режиссером-постановщиком оперы «Золотой петушок» будет иркутянка
Елизавета Корнеева, выпускница Российского института театрального
искусства (ГИТИС) по специальности режиссер музыкального театра.
«Золотой петушок» – опера (небылица в лицах) в трех действиях Н.А.
Римского-Корсакова на либретто В.И. Бельского, основанное на
стихотворной «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина, которую тот, в
свою очередь, услышал от своей няни Арины Родионовны – последняя из 15
написанных опер Н.А. Римского-Корсакова, созданная за год до смерти
композитора. Острая политическая сатира на самодержавие и современная
направленность сразу выделили эту оперу из всего списка произведений
композитора.
Однако в трактовке молодого режиссера произведение приобретает новые
акценты. Перед нами в первую очередь раскрывается личностная пустота
героев, а заполняющая ее страсть становится основой смерти.
С самого начала – полное отсутствие какого-либо государства и времени.
Действие идет из ниоткуда и в никуда. Ясно только, что все находятся в
попытке строительства нового Дворца. Но что-то мешает этой попытке.
Каждый день герои вынуждены объявлять военное положение, собирать
совет и искать причину. Наконец, Царь Додон решает, что есть некий
внешний враг и просит своих сыновей придумать, что делать с этой
опасностью. Сыновья наперебой предлагают свои решения, но воевода
Полкан все отвергает, Царь в недоумении. Тут на помощь из ниоткуда
приходит Звездочет, предлагая воспользоваться услугами Золотого
петушка, который вовремя и наверняка укажет на внешнего врага, дав
возможность всем отдыхать и вдоволь пользоваться новыми возможностями
неизвестной цивилизации….
В последних словах Звездочета в эпилоге оперы выражен парадокс
«Золотого петушка», состоящий в том, что фантастическое царство,
откуда приходят Звездочет, Петушок, Царица, — есть реальность, а
человеческое царство Додона, обставленное многими конкретными
национальными признаками, — «призрак бледный», «пустота». Разумеется,
Додоново царство призрачно и условно до известных пределов. Но дело не
только в этом. Принципиально новое качество типичного для композитора
«двоемирия» в «Золотом петушке» — неясность, нерешаемость вопроса, где
тут «зло», а где «добро».