- 6+
М.П.Мусоргский."Картинки с выставки" аб.24"Сказки с оркестром"
М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки» («Старый замок», «Гном»,
«Баба-Яга»)
А.К. Лядов. Симфонические картины («Баба-Яга», «Кикимора»)
Свою программную фортепианную сюиту «Картинки с выставки» Мусоргский
создал под впечатлением от посмертной выставки произведений Гартмана,
на которой были представлены его работы маслом, акварели, зарисовки с
натуры, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные
проекты. Так, эскиз итальянского замка породил образ «средневекового
замка, перед которым трубадур поет свою песню» в пьесе «Старый замок»,
щипцы для орехов в виде кривоногого гнома становятся основой портрета
этого сказочного существа в пьесе «Гном», а часы-избушка вдохновляют
музыканта на пьесу, рисующую полет Бабы-Яги на помеле. В 1922 году
оркестровку «Картинок с выставки» сделал Морис Равель, с тех пор эту
музыку можно услышать в богатстве оркестровой палитры.
К фантастическим образам обращался в своем творчестве и Лядов. В
начале 80-х годов А. К. Лядов задумал написать несколько программных
симфонических картин, использующих образы русских сказок. Так возникли
«Баба-Яга» и «Кикимора». В славянской мифологии Кикимора относится к
злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых
людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы
миром мутить...». Этой пьесе предпослана развернутая программа,
целиком почерпнутая из книги Сахарова «Сказаниях русского народа»:
«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до
вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера
до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через
семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а
голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не
спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера;
свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела
света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу
шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
Образ Бабы-Яги наиболее ярко выявлен в сказке «Василиса Прекрасная» из
сборника «Народных сказок» Афанасьева. Композитора привлекло в нем
своеобразное сочетание сказочной жути и в то же время скрытой иронии.
Особенно композитора привлек эпизод сказочного полета: «...Баба-Яга
вышла во двор, свистнула, — перед ней явилась ступа с пестом и
помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет,
помелом след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали,
сухие листья хрустели...».
Такие яркие сказочные образы тонко и красочно воплощены в гениальной
музыке великих русских композиторов. Ждем Вас на концерте цикла
«Сказки с оркестром»!